Датчик кислорода на уаз патриот: где находится, замена - Auto-Spirit.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Датчик кислорода на уаз патриот: где находится, замена

8.12 Проверка состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)

Проверка состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)

Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание О2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В – низкое (обогащенная смесь). Верхнепоточный кислородный датчик выдает на РСМ снабжает модуль управления информацией об остаточном содержании О2 в системе выпуска отработавших газов. РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения длительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, – именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию.

Нижнепоточный l-зонд не оказывает влияние на процесс компоновки модулем управления воздушно-топливной смеси. По конструкции и принципу функционирования датчик идентичен верхнепоточному. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет эффективность функционирования последнего. Замечание: На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. используется лишь один кислородный датчик (верхнепоточный). На моделях с 1995 г. вып. предусмотрено два верхнепоточных l-зонда (по одному на каждый из рядов цилиндров) и один нижнепоточный.

Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318 С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него базовых параметров. Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности некоторых определенных условий:

a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320 С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!

В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:

a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него оснащенным контактным штекером отрезком электропроводки, выполнение попыток отсоединения которого могут привести к необратимому выходу зонда из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.

В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Кислородные датчики крайне чувствительны к электрическим перегрузкам цепи. Для подключения вольтметра к разъему l-зонда пользуйтесь оборудованными предохранителями проводами-перемычками. Старайтесь крайне осторожно вводить щупы измерителя к контактный разъем с обратной его стороны (см. Главу Бортовое электрооборудование). Используйте для проверки датчиков только цифровые измерители.

Выполнение описанной ниже процедуры может привести к занесению в память OBD неисправности, который будет высвечен контрольной лампой “Проверьте двигатель”. По завершении проверки и соответствующего восстановительного ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) – принцип функционирования и коды неисправностей).

1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема подсоедините положительный щуп вольтметра к клемме белого провода (см. Главу Бортовое электрооборудование). Отрицательный щуп заземлите. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. По показаниям вольтметра определите величину сигнального напряжения датчика:

a) Амплитуда сигнала, вырабатываемого верхнепоточным датчиком должна лежать в диапазоне от 100 до 900 мВ, активно изменяясь в указанных пределах.
b) Нижнепоточный датчик должен вырабатывать сигнальное напряжение в том же диапазоне (в среднем 400 мВ), однако без активных изменений.

2. Проверьте исправность подачи на датчик напряжения батареи. Оцените качество заземления. Отсоедините от датчика электропроводку и подключите положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993 и 1994)/красно-черного (с 1995) контактного разъема (см. схемы электрических соединений в конце Главы Бортовое электрооборудование). Отрицательный провод подключите к клемме синего/сине-желтого провода. При включенном зажигании прибор должен зарегистрировать напряжение, близкое к напряжению батареи.
3. Проверьте сопротивление нагревательного элемента кислородного датчика. Подсоедините омметр к двум клеммам нагревательного элемента в разъеме электропроводки l-зонда (со стороны последнего). Замечание: Вмонтированный в датчик жгут электропроводки обычно не имеет цветовой маркировки.
Требуемое сопротивление составляет:

a) Для моделей 1993 и 1994 г.г. вып. – 3.0 ÷ 1000 Ом;
b) Для моделей 1995 и 1996 г.г. вып. – 2.3 ÷ 4.3 Ом (верхнепоточные датчики) и 5.2 ÷ 8.2 нижнепоточный;
c) Для моделей с 1997 г. вып. – 2.3 ÷ 4.3 Ом.
4. В случае выявления обрыва, либо при чрезмерно высоких результатах измерений. Замените соответствующий датчик.

При положительных результатах описанных выше проверок следует проверить на обрыв и короткое замыкание электропроводку на участке цепи между датчиком и РСМ. Если никаких отклонений выявить не удается, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для более подробной диагностики.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может оказаться крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла выпускного коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание риска повреждения компонентов, прежде чем приступать к снятию датчика, прогрейте двигатель в течение пары минут, – постарайтесь не обжечься о разогретые поверхности в процессе выполнения процедуры:

Качественная обманка лямбда зонда УАЗ Патриот 409 двигатель

Эффективность работы силового агрегата автотранспортного средства во многом определяется качеством сгорания топлива.

Этот момент также характеризует и экологические параметры автомобиля при его эксплуатации.

Для контроля и достижения наилучшего эффекта по результатам работы двигателя применяется индикатор (датчик) кислорода, имеющий второе обозначение в среде автолюбителей лямбда-зонд.

По своей физической сути лямбда-зонд ‑ контролирующий прибор состава топливно-воздушной смеси.

Их присутствие в автомобиле призвано следить за низким удельным весом вредных веществ в обработанных очистителем газах. Однако ресурс этих датчиков оставляет желать лучшего.

Особенности конструкции, местонахождение прибора и алгоритм функционирования

Что собой представляет датчик кислорода, для чего он нужен и как устанавливается на него обманка?

Название данного элемента конструкции топливной системы связано с греческим буквенным символом лямбда.

Данное обозначение в автомобилестроении определяет удельный вес, который занимает воздушная масса в горючей смеси. При этом, известен оптимальный состав воздушно-топливной смеси, когда на одну долю бензина (ДТ) приходиться 14.7 части воздуха.

Данный прибор устанавливается только на автомобили, комплектующиеся инжекторным мотором.

Дислокация индикатора кислорода

По своему месторасположению на выхлопной трубе в УАЗ Патриот он различается на 4 типа: первый; второй; нижний; верхний.

Обычно первый лямбда-зонд (ЛЗ) расположен в выпускной трубе после катализатора. Если модель автомобиля оснащена двумя индикаторами, то датчик может находиться и до каталитических нейтрализаторов.

Такая дислокация гарантирует повышенный контроль за составом выхлопных газов, что обеспечивает надежность работы датчика кислорода.

Соответственно, при последнем варианте экологический стандарт выше, поэтому два элемента установлены на УАЗ Патриот с нормативом выброса, который соответствует ЕВРО-3 и 4, а один индикатор размещен на автомобиле со стандартом ЕВРО-2.

Основополагающие принципы действия

Прибор функционирует по типу гальванического элемента. В конструкцию прибора входят два электрода пористой структуры, изготовленные из платины. При этом один из них проводит замер выхлопов, а другой фиксирует количество воздуха.

Если рассмотреть более детально, то алгоритм работы следующий:

  • ЭБУ, регулирующий подачу топлива и его количество, передает сигнал на форсунки о впрыске;
  • контроллер кислорода устанавливает требуемый удельный вес воздуха в горючей смеси и производит его забор;
  • параметры настройки регулирующего узла гарантируют нормальный расход топлива без избытков и пониженную загазованность внешней среды.

Конструктивные моменты индикатора

Внешний вид лямбда-зонда представлен в виде металлического электродного корпуса, имеющего подключенные провода к бортовой электросистеме машины и платиновое напыление.

Внутренняя конструкция представлена в виде:

  • контактного соединения проводки с электрическим элементом;
  • прорезиненный уплотнитель для безопасности с входным каналом для забора воздуха;
  • закрытый в керамической оболочке циркониевый электрод, который нагревается до 10000С;
  • защитный экран температурный для выпуска выхлопных газов.

Устройство катализатора, его замена на пламегаситель и обманка лямбда зонда УАЗ Патриот

Катализатор важная и в то же время очень хрупкая деталь автомобиля. Неудивительно, что устройство выходит из строя довольно часто. В особенности это касается неоригинальных образцов нейтрализаторов, а универсальных аналогов, которые, пусть стоят дешевле, но не могут гарантировать заводского, безукоризненного качества. Да, и найти надежного производителя аналогов тоже сегодня непросто.

Замена катализатора (и его компонентов) стоит недешево. Гораздо выгоднее заменять его на конструкцию упрощенного типа, пламегаситель. Это устройство, пусть и не выполняет функции по пережиганию вредных выхлопов также хорошо, зато снижает шум двигателя и создает защитный барьер на пути у раскаленных газов к другим деталям, предупреждая их оплавление.

Но, чтобы произвести такую замену, недостаточно просто удалить ненужный катализатор и установить на его место пламегаситель. Это было бы слишком просто. А современный автомобиль, оснащенный электронным оборудованием – это слишком хитрая задачка, подходить к решению которой нужно с умом и терпением.

Если просто провести механическую замену, очень скоро на приборной панели высветится код ошибки. Если пренебречь этим сигналом бедствия, в самые короткие сроки выйдет из строя двигатель и другие компоненты автомобиля.

Вот для того, чтобы не произошло такой досадной неприятности и устанавливается обманка лямбда зонда УАЗ Патриот: автомобиль тогда продолжает функционировать нормально.

На профильных СТО предлагают три варианта «обмана» системы:

  • установка механической обманки;
  • электронного эмулятора;
  • полное перепрограммирование ЭБУ.

Вариант, который будет использовать владелец, во многом определяется его финансовым потенциалом и опытом проведения подобных ремонтных работ.

О том как устанавливается на УАЗ 409 обманка лямбда зонда и ее конструкция

Конструктивно данный тип обманки лямбда зонда представляет собой бронзовую или стальную проставку, повышенной устойчивости к высоким температурам. Внутри втулка наполнена керамическими частицами с каталитическим верхним слоем.

Для УАЗ 409 обманка лямбда зонда изготавливается на обычном токарном станке путем вытачивания необходимого размера из заготовки близкой по форме к окончательному изделию.

По размеру втулка должна полностью соответствовать индикатору, чтобы исключить просачивание газов. Выходное отверстие в проставку не должно превышать 3 мм.

Действует она следующим образом: крошка из керамики внутри под воздействием воздуха и газа окисляется, что снижает концентрацию выхлопа, а контроллер принимает показания за нормальные.

Последовательность операций при установке:

  • вначале, перед всеми процедурами, отключается минусовой контакт на АКБ;
  • используют гаечный ключ для выкрутки детали;
  • подготовленная проставка накручивается на датчик и вставляется обратно в канал в трубе;
  • подключается клемма на аккумуляторе и запускается двигатель;

Из-за простоты изготовления и установки данный вариант относиться к эконом-классу.

Электронная лямбда зонд обманка Патриот: варианты и реализация

Более дорогой вариант, чем предыдущий. При этом ранее можно было обойтись простым включением в электроцепь резистора или конденсатора. Сейчас компьютер не реагирует на такие инновации. Поэтому лямбда зонд обманка Патриот должна быть на основе микропроцессорного элемента.

Если же устанавливается эмулятор микропроцессора (МКП), то конструктивно это выглядит следующим образом:

  • однокристальный МКП проводит анализ процессов, которые возникают в катализаторе;
  • получает сигнал от первого индикатора;
  • трансформирует и посылает на процессор машины сигнал, аналогичный тому, который предается 2-м ЛЗ, при нормальной работе каталитического нейтрализатора.

Благодаря подобным импульсам, формируются усреднённые показания по содержанию кислорода в газах, не оказывающие влияния на работу двигателя.

Созданная конструкция включается в бортовую сеть под капотом либо под консолью в салоне. Места соединения с проводами авто изолируются, во избежание окисления, так как контактируют с атмосферой. Перед монтажом снимают минусовой контакт с АКБ.

Перепрошивка блока управления

Способ неоднозначный, так как требует использования небазового программного обеспечения. Однако, эффективный. Суть его состоит в том, что с ЛЗ, установленного за катализатором, не поступает сигнал на бортовой компьютер, система получает лишь импульс с датчика до катализатора, где уровень выхлопных газов низок и не влияет на режимы работы двигателя.

Блог про Уаз

Общее устройство, принцип работы и применяемость управляющего и диагностического датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409, рассмотрены в отдельном материале.

Все неисправности управляющего датчика кислорода или его электрических цепей, как правило, характеризуется резким повышением токсичности отработавших газов и эксплуатационного расхода топлива, так как блок управления регулирует состав топливовоздушной смеси в основном по его сигналам, то есть состояние датчика напрямую влияет на расход топлива.

Коды неисправностей датчиков кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.

При неисправности управляющего или диагностического датчика кислорода, система самодиагностики контроллера включает сигнальную лампу Check Engine на панели приборов и выдает коды неисправностей.

Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-2 с контроллером Микас-7.2 и одним датчиком.

035 — низкий уровень сигнала датчика кислорода (лямбда-зонда)
036 — высокий уровень сигнала датчика кислорода (лямбда-зонда)
073 — сигнал богатой смеси от лямбда-зонда при максимальном обеднении
074 — сигнал бедной смеси от лямбда-зонда при максимальном обогащении

Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-2 с контроллером Микас-11 и одним датчиком.

0130 — цепь датчика кислорода неисправна
0131 — низкий уровень сигнала датчика
0132 — высокий уровень сигнала датчика
0133 — медленный отклик на обогащение или обеднение по датчику
0134 — обрыв цепи датчика кислорода
0135 — неисправность нагревателя датчика
0171 — система топливоподачи слишком бедная
0172 — система топливоподачи слишком богатая
1102 — низкое сопротивление нагревателя датчика
1115 — неисправность цепи управления нагревателем датчика
1123 — смесь богатая — аддитивная коррекция смеси по воздуху превышает установленный порог
1124 — смесь бедная — аддитивная коррекция смеси по воздуху превышает установленный порог
1127 — смесь богатая — мультипликативная коррекция состава смеси превышает установленный порог
1128 — смесь бедная — мультипликативная коррекция состава смеси превышает установленный порог
1136 — смесь богатая — аддитивная коррекция смеси по топливу превышает установленный порог
1137 — смесь бедная — аддитивная коррекция смеси по топливу превышает установленный порог

Для автомобилей Уаз экологического класса Евро-3 и Евро-4 с контроллером Bosch ME17.9.7 и двумя датчиками кислорода.

0030 — неисправность цепи нагревателя датчика 1
0031 — обрыв или замыкание на массу цепи нагревателя датчика 1
0032 — короткое замыкание на бортсеть цепи нагревателя датчика 1
0036 — неисправность цепи нагревателя датчика 2
0037 — обрыв или замыкание на массу цепи нагревателя датчика 2
0038 — короткое замыкание на бортсеть цепи нагревателя датчика 2
0130 — неисправность сигнальной цепи датчика 1
0131 — низкий уровень сигнала в цепи датчика 1
0132 — высокий уровень сигнала в цепи датчика 1
0133 — медленный отклик на изменение состава смеси датчика 1
0134 — потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика 1
0135 — неисправность цепи нагревателя датчика 1
0136 — неисправность сигнальной цепи датчика 2
0137 — низкий уровень сигнала в цепи датчика 2
0138 — высокий уровень сигнала в цепи датчика 2
0140 — потеря активности сигнала или обрыв цепи датчика 2
0141 — неисправность цепи нагревателя датчика 2
0171 — система топливоподачи слишком «бедная» при ее максимальном обогащении
0172 — система топливоподачи слишком «богатая» при ее максимальном обеднении
2195 — нет совпадения сигналов датчиков 1 и 2
2270 — сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «бедно»
2271 — сигнал датчика кислорода 2 находится в состоянии «богато»

Проверка исправности датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.

При появлении кодов 035-036 или 0130-0135 указывающих на неисправность управляющего (первого) датчика нужно проверить его электрические цепи на наличие оплавленных или оборванных проводов. Кроме того, у датчика может выйти из строя нагреватель и он перейдет в неактивное состояние.

Чтобы проверить исправность датчика кислорода необходимо запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры в 80-95 градусов, а затем с помощью диагностического сканер-тестера или мультиметра проверить величину выходного напряжения с датчика кислорода на блок управления – она должна резко меняться с периодом 1-3 секунды : возрастать до 0.9 Вольт (обогащение) и падать до 0.05 Вольт (обеднение).

Если сигнальная лампа Check Engine горит, а напряжение датчика меньше 0.04 Вольт при коде неисправности «низкий уровень сигнала датчика кислорода», то скорее всего присутствует короткое замыкание в цепи на массу. Если напряжение больше 1.10 Вольт при коде «высокий уровень сигнала датчика кислорода», то скорее всего в электрической цепи датчика обрыв.

Наконечник с чувствительным элементом находящийся в среде отработавших газов может оплавиться или засориться, что в итоге приведет к замедленной реакции датчика на изменение состава смеси — код неисправности 0133.

Коды неисправностей 073-074, 0171-0172 и 1123-1137 возникают когда топливовоздушная смесь слишком бедная или богатая, это значит, что превышен ее предельно допустимый состав при управлении топливоподачей по показаниям датчика кислорода. Этот предел установлен программой контроллера на уровне +-20-25% от теоретически вычисленных и записанных в него значений для исправного автомобиля со средними характеристиками.

Возможные причины некорректной работы датчика кислорода системы управления двигателем ЗМЗ-409.
Если смесь по датчику кислорода слишком бедная при ее максимально допустимом обогащении блоком управления двигателем.

Возможно датчик кислорода потерял активность и требует замены, так как находится на пределе своей чувствительности. Кроме того, причины некорректной работы датчика могут быть связаны с системой питания воздухом, системой питания топливом или системой выпуска отработавших газов.

Возможные неисправности системы питания воздухом двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.

— засорен воздушный фильтр, при этом двигатель глохнет на холостом ходу при небольшом пережатии резинового шланга от фильтра к двигателю,
— датчик массового расхода воздуха неисправен и завышает фактический расход воздуха,
— имеется подсос неучтенного воздуха на впуске после датчика массового расхода воздуха, попадание воздуха после этого датчика не учитывается последним и приводит к обеднению топливной смеси.

Возможные неисправности системы питания топливом двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.

— пониженное давление топлива в рампе : неисправен регулятор давления, недостаточная производительность электробензонасоса, есть излом или засорение топливных шлангов, сильное засорение сетчатого топливного фильтра в баке или фильтра тонкой очистки топлива.

— коксование топливных форсунок

Возможные неисправности системы выпуска отработавших газов двигателя ЗМЗ-409 при бедной смеси по датчику кислорода.

— подсос воздуха в приемных трубах до датчика кислорода : трещины в сварных швах, прогорание прокладок и трубопроводов, ослабление крепежа, деформация фланцев нейтрализатора,
— повышенное противодавление на выпуске, прежде всего связанное с коксованием или повреждением нейтрализатора

Если смесь по датчику кислорода слишком богатая при ее максимально допустимом обеднении блоком управления двигателем.

Возможные причины некорректной работы датчика также могут быть связаны с системой питания воздухом или системой питания топливом двигателя.

Возможные неисправности системы питания воздухом двигателя ЗМЗ-409 при богатой смеси по датчику кислорода.

— датчик массового расхода воздуха неисправен или работает неправильно и занижает фактический расход воздуха, поэтому реальный состав смеси становится богаче,
— датчик массового расхода воздуха неверно ориентирован вдоль продольной оси, поэтому может давать ошибочные показания по расходу воздуха особенно на холостом ходу, поток проходящего воздуха на изгибах трубопровода неоднороден по плотности из-за действия радиальных сил и при нештатной установке датчика.

Возможные неисправности системы питания топливом двигателя ЗМЗ-409 при богатой смеси по датчику кислорода.

— повышенное давление топлива в рампе : засорение или блокировка сливной магистрали.
— течь топливных форсунок.

Другие возможные причины слишком богатой смеси по датчику кислорода :

— пропуски зажигания в цилиндрах двигателя, которые приводят к повышенному содержанию углеводородов в отработавших газах,

— попадание масла в цилиндры двигателя, что внешне может фиксироваться по синему выхлопу, приводит к смещению лямбда-регулятора в бедную область, так как пары масла ухудшают горение смеси и снижают концентрацию кислорода в отработавших газах.

Датчик кислорода на УАЗ Патриот

Отечественные автомобили марки УАЗ Патриот первого поколения (2005 – 2014 гг.) оснащены одним датчиком концентрации кислорода (далее — ДКК). Второе поколение (2014 год), а также рестайлинговая версия 2017 года оснащены двумя контролерами.

Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.

Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы

В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.

Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.

Каталожный артикул / маркировкаЦена в рублях
Управляющий 0 258 030 064От 2500 – 2700
Диагностический 220695-3826014От 2500 – 2700
3163-3826013От 2500 – 2700
3163-3825024От 2500 – 2700
3163-3824697От 2500 – 2700
3163-3823370От 2500 – 2700
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.

Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.

Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.

С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.

Где расположен кислородный датчик

УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.

Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.

Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот

Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.

  • Затрудненный запуск мотора;
  • Увеличенный расход горючего;
  • Снижение мощности;
  • Пассивная динамика разгона;
  • Работа мотора не в такт;
  • На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
  • Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
  • Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения

Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот

Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.

  • Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
  • Снимаем концевики на одном из ДКК;
  • Подсоединяем клеммы мультиметра;
  • Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
  • Анализируем данные;
  • По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.

Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.

Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.

Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот

Необходимые материалы, инструменты:

  • Ключ на «22»;
  • Фонарик;
  • Диагностический и управляющий контролеры.
  • Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
  • Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
  • По аналогии заменяем управляющий датчик.

Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.

Датчик кислорода и обманка лямбда зонда УАЗ Патриот

Датчик кислорода УАЗ Патриот предназначен для анализа состава выхлопных газов. Сигнал обратной связи воспринимается блоком управления двигателем, который изменяет состав топливной смеси. От корректности работы сенсора зависят экологические показатели автомобиля, расход топлива и динамика разгона транспортного средства.

Особенности конструкции, местонахождение прибора и принцип работы

Датчик кислорода или лямбда-зонд предназначен для измерения остатков топлива или кислорода в потоке выхлопных газов. Сенсор представляет собой корпус, изготовленный из нержавеющей стали, который вворачивается в резьбовые вставки, приваренные к выхлопному тракту. На внешней стороне кислородного датчика размещается соединительный кабель, закрытый жаропрочным изолятором, который подключается к бортовой сети машины.

Внутри сенсора расположена вставка из керамики с добавлением диоксида циркония. Активный элемент представляет собой гальваническую пару, один полюс которой омывается потоком выхлопных газов, а противоположный контактирует с атмосферным воздухом.

В зависимости от состава смеси и температуры активного элемента на контактах возникает разность потенциалов. Сигнал передается в блок, который корректирует состав смеси, добиваясь стехиометрического соотношения паров бензина и воздуха.

Дислокация индикатора кислорода

В конструкции выхлопной системы УАЗ Патриот использовано 2 датчика, которые расположены до и после корпуса каталитического нейтрализатора. На ранних Patriot выпуска 2006-08 года используется одиночный сенсор, размещенный перед катализатором. Введение второго элемента обусловлено началом производства двигателей ЗМЗ 409, соответствующих экологическим нормативам Евро 3.

Основополагающие принципы действия

Элемент датчика имеет пористую структуру, покрытую каталитическим составом на основе редкоземельных элементов, который способствует ускорению окислительно-восстановительных реакций.

Для ускорения прогрева сенсора используется электрическая спираль, подключенная к бортовой сети авто.

В момент пуска силовой установки датчик не работает, блок управления двигателем обеспечивает подачу топлива по фиксированным алгоритмам, записанным в памяти устройства.

По мере прогрева датчика в цепи лямбда-зонда появляется корректирующий сигнал, который изменяет параметры впрыска топлива. Если устройство фиксирует отсутствие кислорода в потоке, то подача топлива уменьшается.

При обнаружении свободного кислорода объем впрыскиваемого бензина увеличивается. Поскольку постоянно поддерживать стехиометрическое соотношение невозможно (из-за изменения нагрузки на двигатель или температуры всасываемого воздуха), то датчик непрерывно корректирует подачу топлива.

Конструктивные моменты индикатора

Конструкция лямбда-зонда Bosch 258 006 (используется на заводе для установки на УАЗ Патриот) включает следующие элементы:

  • металлический внешний корпус, оснащенный резьбовой частью и шестигранной секцией под гаечный ключ;
  • внутренний керамический корпус, содержащий внутри нагревательный элемент;
  • крышка из жаропрочного диэлектрика, предназначенная для разделения жил электропроводки;
  • рабочий наконечник из двуокиси циркония с защитным покрытием на основе редкоземельных металлов;
  • защитная металлическая крышка с отверстиями, позволяющими направить поток выхлопных газов на чувствительный элемент.

Устройство катализатора, его замена на пламегаситель и обманка лямбда-зонда УАЗ Патриот

В выхлопном тракте автомобилей Patriot устанавливается конвертер газов, осуществляющий восстановление оксидов азота с образованием атомов кислорода, которые затем используются для дожигания топлива и угарного газа. В конструкции блока нейтрализации предусмотрен сотовый наполнитель с покрытием из соединений редкоземельных металлов.

По мере эксплуатации автомобиля активное вещество и керамический сотовый наполнитель деградируют, что приводит к выходу нейтрализатора из строя. Повышенный расход масла или использование низкокачественного топлива негативно влияет на нейтрализатор, снижая ресурс изделия. Забитый конвертер ухудшает проходимость выхлопного тракта, что негативно влияет на мощностные характеристики двигателя и увеличивает расход топлива.

Поскольку ремонт выхлопной системы с установкой нового каталитического конвертера относится к категории дорогостоящих процедур, то вместо заводского устройства устанавливается металлический резонатор. Внутри банки располагаются перегородки и пламегаситель, снижающие шумность работы двигателя.

При сохранении штатных датчиков возникают проблемы, связанные с передачей ошибочной информации в блок управления. В дополнение к датчикам устанавливают обманки, обеспечивающие передачу сигнала о постоянном стехиометрическом составе рабочей смеси.

Как установить обманку лямбда-зонда и ее конструкция

Практикуется установка механических и электронных обманок второго датчика кислорода. Механический элемент представляет собой металлическую втулку, которая заполнена керамическим порошком с покрытием каталитическим составом. Изделие вворачивается в штатное отверстие выхлопного канала, в конструкции предусмотрено отверстие для прохода газов. В корпус обманки вворачивается штатный датчик кислорода, керамический порошок обеспечивает работу лямбда-зонда в режимах, соответствующих стехиометрическому составу смеси.

Алгоритм удаления конвертера выхлопных газов и установки обманки:

  1. Отключить батарею от бортовой сети транспортного средства.
  2. Демонтировать с машины выпускной тракт, а затем удалить из конструкции выхлопной трубы каталитический нейтрализатор.
  3. Вварить на штатное место пламегаситель, при установке дополнительных элементов сохраняется форма и геометрические размеры оригинального выхлопного тракта.
  4. Закрутить в штатную резьбовую вставку на корпусе выхлопной трубы обманку.
  5. Установить в корпус обманки датчик кислорода. Для обеспечения герметичности стыков используются штатные прокладки, резьба смазывается термостойкой пастой, снижающей риск коррозии и прикипания элементов.
  6. Установить на место выхлопной тракт и подключить аккумулятор.
  7. Провести пробный запуск двигателя. Если на панели приборов включится индикатор Check Engine, то необходимо сбросить ошибку при помощи компьютера. При повторных ошибках требуется определить параметры сигнала, идущего от датчика кислорода. В зависимости от результатов корректируется диаметр отверстия в обманке.

Электронная лямбда-зонд обманка Патриот — варианты и реализация

Электронная обманка строится на базе микропроцессорного блока, который получает сигналы от первого датчика кислорода. Контроллер формирует сигналы, соответствующие нормативным показателям второго сенсора. Сигнал поступает в блок управления двигателем, который поддерживает стабильную работу силового агрегата. Электронная обманка монтируется под капотом машины или под обшивками панели приборов.

Перепрошивка блока управления

Способ основан на применении доработанного программного обеспечения, которое не учитывает сигналы, поступающие от датчика после нейтрализатора газов. Первичный сенсор функционирует в штатном режиме, сигналы используются для корректировки рабочей карты мотора.

Возможно использование прошивок с измененными алгоритмами работы двигателя, которые позволяют несколько повысить мощность или сдвинуть кривую крутящего момента в сторону низких оборотов. Для установки прошивки требуется специальный переходник от ноутбука, рекомендуется выполнять работы в сервисе.

Читайте также:  Комплектации мазда cx 9: технические характеристики
Ссылка на основную публикацию