Как сделать автомобиль безотказным - Auto-Spirit.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как сделать автомобиль безотказным

Лекция №3 Безотказность автомобиля

Лекция №2 Классификация отказов

Классификация необходима для разработки мер по предупреждению и устранению отказов. Отказы классифицируются следующим образом.

По влиянию на работоспособность автомобиля. Здесь отказ одних злементов не влияет на работоспособность автомобиля (например, лампочки освещения салона), отказ других элементов приводит к отказу автомобиля (например, отказ лампочки стоп-сигнала).

По источнику возникновениия отказы бывают конструкционные, производственные и эксплуатационные. Конструкционные отказы обусловлены несовершенством конструкции, производственные – несовершенством технологии изготовления, эксплуатационные – нарушением действующих правил эксплуатации автомобилей.

По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимый отказ обусловлен отказом или неисправностью других элементов изделия. (Например, двигатель перегрелся, движение невозможно, причина – ослабление ремня вентилятора). Независимый отказ обусловленности не имеет (например, прокол шины на дороге).

По характеру возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные и внезапные отказы. Постепенные отказы возникают в результате плавного изменения технического состояния, чаще всего в результате изнашивания. Их количество составляет от 40 до 70 % общего количества отказов.Они могут прогнозироваться и могут быть предотвращены в результате своевременного выполнения профилактического обслуживания. Для внезапных отказов характерно скачкообразное изменение технического состояния. Пример внезапного отказа – разрушение рессоры, которое может произойти в любой момент работы изделия. При старении удельный вес внезапных отказов возрастает.

По стабильности прявления бывают отказы с постоянным проявлением и перемежающиеся. Перемежающиеся отказы многократно возникают и самоустраняются. Встречаются, в основном, в электрических цепях при ослаблении контактов.

Отказы классифицируются также по частоте возникновения, по трудоъёмкости устранения, по влиянию на потери рабочего времени и по другим признакам.

Закономерности, характеризующин изменение технического состояния автомобилей

Процессы изменения технического состояния могут быть подразделены на функциональные (детерминированные) и случайные. Для функциональных зависимостей характерна жесткая связь между функцией и аргументом, например, S=f (V,t).

Вероятностные прцессы происходят под влиянием многих переменных факторов, значения которых неизвестны. Поэтому результаты процесса обнаруживают рассеивание или вариацию и называются случайными величинами. В технической эксплуатации автомобилей подавляющее большинство процессов являются случайными. Степень «случайности» процесса зависит от доли его детерминированной составляющей и может быть оценена при помощи статистических характеристик. Реализация случайного процесса – значение случайной функции в момент времени t. Однако для каждого сечения можно определить неслучайные функции, которые могут быть как постоянны, так и зависимы от времени.

Под действинм различных факторов известных и неизвестных интенсивность изменения параметра технического состояния у разных автомобилей будут различными.

Еели зафиксировать значение переметра, например, на уровне Yд, то моменты дочтижения этого состояния у различных автомобилей будут различны, т.е. наработка на отказ будет случайной величиной и будет иметь вариацию. Тогда как установить момент

Рис 1. Вариация ресурса и технического состояния: 1-сечение случайного процесса по параметру Y; 2-тоже по наработке l.

контроля и обслуживания изделия? Ведь от этого зависит трудоёмкость и продолжительность восстановления изделия. Необходимо знать характеристики случайной величины t при n реализациях:

-cреднее значение (математическое ожидание) xср=(x1+x2+. +xn)/n=(Σxi)/n,

-cреднеквадратическое отклонение σ=[√Σ(xi-xср)**2]/(n-1),

-коэффициент вариации Vx=σ/xср.

В технической эксплуатации автомобилей называют случайные величины с малой Vx 0,33 вариацией.

На рис 1 представлена модель отказов так называемых стареющих элементов. Однако ей не исчерпываются все виды отказов. Например, так, как показано на рис. 2 отказывает ремень, шланг, электролампочка и т.д.

l км

Рис.2. Схема внезапного отказа: Y-параметр работоспособности

Однако все виды отказов могут быть описаны методами теории вероятностей и матаматической статистики.

У значительного числа узлов и деталей процесс изменения технического состояния носит плавный характер, приводящий в пределе к возникновению постепенных отказов. При этом характер зависимости может быть различным, рис. 3.

Рис. 3. Возможные реализации изменения технического состояния различных элементов автомобиля

В случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния может быть описано двумя видами функций: целой рациональной n го порядка и степенной функцией. Целая рациональная функция имеет вид: y=a0+a1**l+a2**2+a3**3+..+.an**n,

где а- начальное значение параметра; наработка; а0,а1,а2-коэффициенты.

Аналитическое определение функции необходимо для нахождения аналитическим способом значения ресурса детали (узла). Однако для этого дополнительно необходимо знать предельное значение Yп параметра технического состояния.

Безотказность – свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного пробега. Различают безотказность неремонтируемых и ремонтируемых изделий. Для неремонтируемых элементов автомобиля, а также для деталнй, где по условиям безопасности движения отказы недопустимы, показателями безотказности, в числе прочих показателей, являются:

-вероятность безотказной работы;

-средняя наработка на отказ.

Показатели безотказности оцениваются на основании статистических, вероятностных величин, поэтому они описываются теоретическими (точными) и статистическими (приближёнными) уравнениями для регламентированных условий эксплуатации.

Например, средняя наработка на отказ определяется следующим образом:

где xi наработка i-го элемента на отказ.

При этом элементов автомобилей испытывается до тех пор, пока не откажет последний.

где f(x)-плотность распределения отказов.

Вспомним, что вероятность есть численная мера существующей возможности события. Представляет собой отношение числа случаев, благоприятствующих событию, к общему числу случаев. Вероятность Р изменяется от нуля до единицы. При Р=1 события называются достоверными, при Р xץ)=R(x)=ץ означает, что с вероятностью Р=ץ изделие проработает без отказа больше заданной наработки хץ. Эта наработка называется ץ процентным ресурсом до отказа. Обычно ץ принимают равной 0,8;0,85;0,9;0,95.

Плотность вероятности случайной величины – это функция, характеризующая вероятность отказа за малую единицу времени при работе детали без замены. Поскольку вероятность отказа за наработку х равна F(x)=m(x)/n, то дифференцируя по х при n=const получим: f(x)=(1/n)/(dm/dx),

где dm/dx -элементарная скорость, с которой в любой момент времени происходит приращение числа отказов детали. Так как f(х) =F′(х), то F(x)=∫ f(x) dx. Поэтому F(x) –интегральная, а f(x) –дифференциальная функция распределения. Так как , ∫ f(x)dx=1 а, R(x)=1-F(x), то R(x)=∫f(x)dx. Имея значения F(x) или f(x) можно произвести оценку надёжности и определить среднюю наработку до отказа. Средняя наработка до отказа будет равна Хср=∫ f(x)dx.

На практике, зная f(x), оценивают возможное число отказов m(x) за сравнительно небольшой интервал наработки Δx=х1-х2. Для этого значение f(x1) умножают на число изделий и величину интервала Δх. Пример. При n=75, f(x)=0,02 1/тыс.км и Δх=2тыс. км получаем m(х1-х2)=0,02*75*2=3 отказа. Это означает, что при эксплуатации 75 невосстанавливаемых изделий есть основания ожидать в интервале х1-х2 появления трёх отказов и соответствующим образом подготовится к их устранению. Умножая значение плотности вероятности отказа f(x1) на величину интервала пробега, можно получитьоценку вероятности отказа изделия в данном интервале Р(х1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9709 – | 7552 – или читать все.

Тачки из подручных средств: 10 невероятных самоделок

Как сделать автомобиль из кровельного железа, фанеры и монтажной пены, пальмовых волокон, детского конструктора? Смотрите!

Сделать машину своими руками — задача, достойная настоящего мужчины. Задумываются многие, берутся некоторые, до завершения доводят единицы. Мы решили рассказать истории машин, сделанных, что называется, на коленке. О работах профессиональных кузовных ателье, в том числе российских, типа A:Level или ElMotors, поговорим в другой раз.

Дело мастеров Востока

В Сети легко найти видео про целую фабрику «самопальных» суперкаров в Бангкоке. Стоят такие в десятки раз дешевле оригинала. Сейчас она уже не работает: видно, германские журналисты, снявшие видео о самодельщиках, оказали им медвежью услугу, и местные власти задумались об отсутствующих лицензиях «мастеров» и безопасности машин, которые они клепали. Понятное дело, специально краш-тесты этих поделок не проводили.

Читайте также:  Масляный фильтр на газель бизнес: где находится, замена

Интересно, что в принципе тайцы выдерживали обычную технологию строительства суперкаров — делали пространственные рамы из металлических профилей и труб и «одевали» их в кузова из стеклопластика. В большинстве же случаев самодельщики просто берут старые машины, срезают «лишние» кузовные панели и навешивают свои. По такой технологии построена, например, эта реплика Bugatti Veyron из Индии. Честолюбивый проект, прямо по присказке «полюбить — так королеву, воровать — так миллион». Автор и владелец использовал в качестве основы старый Honda Civic. И постарался — внешне копия получилась достойная: недаром ее так внимательно рассматривают зрители.

Индийская реплика Bugatti Veyron

Суперкары со свалок

Не отстают от тайских и индийских коллег и китайцы. Молодой рабочий стекольной фабрики Чен Янкси не стал копировать или пародировать чужой дизайн, а сделал свой, авторский. И пусть его машина выглядит прилично только на расстоянии, а ездит лишь 40 км/ч (больше не позволяет установленный электромотор), смеяться над Ченом не хочется. Молодец, что пошел своим путем. Чаще бывает иначе.

Чен Янкси

Три года назад 26-летнего китайского реквизитора Ли Вейлея так впечатлил бэтмобиль Tumbler («Акробат») из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, что он построил реплику. На это у него и четырех друзей ушло 70 000 юаней (около 11 тысяч долларов) и всего два месяца работы. Сталь для кузова Ли брал со свалки, перелопатив 10 тонн металла. Чтобы компенсировать расходы, теперь он сдает свой Тумблер в аренду для фото- и видеосъемок, всего за 10 баксов в месяц. Но арендаторы должны быть готовы катать «реплику» вручную. Ездить машина не может, так как у нее нет ни силового агрегата, ни функционального рулевого. К тому же в КНР на дороги выпускают только автомобили, выпущенные сертифицированными производителями.

Бэтмобиль

Другой китайский умелец, Ванг Цзиань из провинции Цзянсу, сделал собственную «копию» Lamborghini Reventon из стареньких минивэна Nissan и седана Volkswagen Santana. И также тащил металл со свалки. Потратил на это дело 60 000 юаней (9,5 тысячи долларов). У машины карбюраторный двигатель, она нещадно дымит, у нее отсутствует интерьер и даже стекла, но самому автору получившееся нравится, а соседи считают, что машина Цзианя довольно точно копирует Lambo. Автор утверждает, что способен разогнаться на своем суперкаре до 250 км/ч. Разуверять его никто не рискует.

Lamborghini Reventon

Как видно, больше всего самодельщики обожают копировать Ferrari и Lamborghini. Внешне. Внутри этой машины авторства Мистера Мита из Таиланда стоит мотоциклетный двигатель Lifan объемом в четверть литра.

  • Самое смешное и трогательное творение — китайского фермера Гуо из Чженчжоу. Он сделал Lambo для… своего внука. У машины детские размеры — 900 на 1800 мм и электромотор, позволяющий разгоняться до 40 км/ч. Батареи из пяти аккумуляторов хватает на 60 км пути. Гуо потратил на свое детище 815 долларов и полгода работы.

    самодельный ламборгини

    Вьетнамский автослесарь из провинции Бакзянг создал подобие Роллс-Ройса, использовав для этого старую вазовскую «семерку». Купил ее за 10 миллионов донгов (примерно 500 долларов). Еще 20 миллионов потратил на «тюнинг». Большая часть суммы пошла на металл, электроды и решетку радиатора а-ля «роллс-ройс», заказанную в местной мастерской. Получилось грубо. Но парень прославился. Настоящий Rolls-Royce Phantom во Вьетнаме стоит около 30 миллиардов донгов.

    самодельный rolls-royce

    На просторах бывшего СССР тоже сильны традиции самостроя. В советские годы было движение, называемое «самавто», объединявшее энтузиастов самодельных автомобилей и мотоциклов. И таковых было немало, так как в те годы казалось, что собрать своими руками машину проще, чем купить — несмотря на тотальный дефицит запчастей и бюрократические препоны. А какие интересные проекты рождались в те годы! ЮНА, Панголина, Лаура, Ихтиандр и прочие… Да, были люди. Впрочем, и остались.

    Несколько лет назад я писал о детище москвича Евгения Данилина под названием «Калистрат» — внедорожнике, напоминающем Hummer H1, но значительно превосходящем его по проходимости.

    Самодельный автомобиль Евгения Данилина

    Тут же вспоминается давнее знакомство с Александром Тимашевым из Бишкека. Его мастерская ZerDo Design в 2000-х создала целую серию интересных самоделок, первой из которых стал «Бархан», также подобие Хаммера на базе ГАЗ-66. Потом появилась «Бешеная кабина» (Mad Cabin), типа американского хот-рода, сделанная из кабины армейского грузовика ЗИЛ-157 — «Захара». Подробный рассказ об этом проекте тут.

    За «Бешеной кабиной» последовали самоделки в стиле ретро — так называемые репликары, спидстер и фаэтон. И для них киргизские мастера изготавливали не только кузовы и интерьеры, но даже рамы.

    Тачки из подручных средств: 10 невероятных самоделок

    Как сделать автомобиль из кровельного железа, фанеры и монтажной пены, пальмовых волокон, детского конструктора? Смотрите!

    Сделать машину своими руками — задача, достойная настоящего мужчины. Задумываются многие, берутся некоторые, до завершения доводят единицы. Мы решили рассказать истории машин, сделанных, что называется, на коленке. О работах профессиональных кузовных ателье, в том числе российских, типа A:Level или ElMotors, поговорим в другой раз.

    Дело мастеров Востока

    В Сети легко найти видео про целую фабрику «самопальных» суперкаров в Бангкоке. Стоят такие в десятки раз дешевле оригинала. Сейчас она уже не работает: видно, германские журналисты, снявшие видео о самодельщиках, оказали им медвежью услугу, и местные власти задумались об отсутствующих лицензиях «мастеров» и безопасности машин, которые они клепали. Понятное дело, специально краш-тесты этих поделок не проводили.

    Интересно, что в принципе тайцы выдерживали обычную технологию строительства суперкаров — делали пространственные рамы из металлических профилей и труб и «одевали» их в кузова из стеклопластика. В большинстве же случаев самодельщики просто берут старые машины, срезают «лишние» кузовные панели и навешивают свои. По такой технологии построена, например, эта реплика Bugatti Veyron из Индии. Честолюбивый проект, прямо по присказке «полюбить — так королеву, воровать — так миллион». Автор и владелец использовал в качестве основы старый Honda Civic. И постарался — внешне копия получилась достойная: недаром ее так внимательно рассматривают зрители.

    Индийская реплика Bugatti Veyron

    Суперкары со свалок

    Не отстают от тайских и индийских коллег и китайцы. Молодой рабочий стекольной фабрики Чен Янкси не стал копировать или пародировать чужой дизайн, а сделал свой, авторский. И пусть его машина выглядит прилично только на расстоянии, а ездит лишь 40 км/ч (больше не позволяет установленный электромотор), смеяться над Ченом не хочется. Молодец, что пошел своим путем. Чаще бывает иначе.

    Чен Янкси

    Три года назад 26-летнего китайского реквизитора Ли Вейлея так впечатлил бэтмобиль Tumbler («Акробат») из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, что он построил реплику. На это у него и четырех друзей ушло 70 000 юаней (около 11 тысяч долларов) и всего два месяца работы. Сталь для кузова Ли брал со свалки, перелопатив 10 тонн металла. Чтобы компенсировать расходы, теперь он сдает свой Тумблер в аренду для фото- и видеосъемок, всего за 10 баксов в месяц. Но арендаторы должны быть готовы катать «реплику» вручную. Ездить машина не может, так как у нее нет ни силового агрегата, ни функционального рулевого. К тому же в КНР на дороги выпускают только автомобили, выпущенные сертифицированными производителями.

    Читайте также:  Птф на шевроле круз: замена

    Бэтмобиль

    Другой китайский умелец, Ванг Цзиань из провинции Цзянсу, сделал собственную «копию» Lamborghini Reventon из стареньких минивэна Nissan и седана Volkswagen Santana. И также тащил металл со свалки. Потратил на это дело 60 000 юаней (9,5 тысячи долларов). У машины карбюраторный двигатель, она нещадно дымит, у нее отсутствует интерьер и даже стекла, но самому автору получившееся нравится, а соседи считают, что машина Цзианя довольно точно копирует Lambo. Автор утверждает, что способен разогнаться на своем суперкаре до 250 км/ч. Разуверять его никто не рискует.

    Lamborghini Reventon

    Как видно, больше всего самодельщики обожают копировать Ferrari и Lamborghini. Внешне. Внутри этой машины авторства Мистера Мита из Таиланда стоит мотоциклетный двигатель Lifan объемом в четверть литра.

  • Самое смешное и трогательное творение — китайского фермера Гуо из Чженчжоу. Он сделал Lambo для… своего внука. У машины детские размеры — 900 на 1800 мм и электромотор, позволяющий разгоняться до 40 км/ч. Батареи из пяти аккумуляторов хватает на 60 км пути. Гуо потратил на свое детище 815 долларов и полгода работы.

    самодельный ламборгини

    Вьетнамский автослесарь из провинции Бакзянг создал подобие Роллс-Ройса, использовав для этого старую вазовскую «семерку». Купил ее за 10 миллионов донгов (примерно 500 долларов). Еще 20 миллионов потратил на «тюнинг». Большая часть суммы пошла на металл, электроды и решетку радиатора а-ля «роллс-ройс», заказанную в местной мастерской. Получилось грубо. Но парень прославился. Настоящий Rolls-Royce Phantom во Вьетнаме стоит около 30 миллиардов донгов.

    самодельный rolls-royce

    На просторах бывшего СССР тоже сильны традиции самостроя. В советские годы было движение, называемое «самавто», объединявшее энтузиастов самодельных автомобилей и мотоциклов. И таковых было немало, так как в те годы казалось, что собрать своими руками машину проще, чем купить — несмотря на тотальный дефицит запчастей и бюрократические препоны. А какие интересные проекты рождались в те годы! ЮНА, Панголина, Лаура, Ихтиандр и прочие… Да, были люди. Впрочем, и остались.

    Несколько лет назад я писал о детище москвича Евгения Данилина под названием «Калистрат» — внедорожнике, напоминающем Hummer H1, но значительно превосходящем его по проходимости.

    Самодельный автомобиль Евгения Данилина

    Тут же вспоминается давнее знакомство с Александром Тимашевым из Бишкека. Его мастерская ZerDo Design в 2000-х создала целую серию интересных самоделок, первой из которых стал «Бархан», также подобие Хаммера на базе ГАЗ-66. Потом появилась «Бешеная кабина» (Mad Cabin), типа американского хот-рода, сделанная из кабины армейского грузовика ЗИЛ-157 — «Захара». Подробный рассказ об этом проекте тут.

    За «Бешеной кабиной» последовали самоделки в стиле ретро — так называемые репликары, спидстер и фаэтон. И для них киргизские мастера изготавливали не только кузовы и интерьеры, но даже рамы.

    8 практических методов, как любой автомобиль сделать реально мощнее

    Почти каждый водитель мечтает, чтобы его автомобиль стал «чуточку мощнее».

    Чтобы этого добиться, необязательно тратить кучу средств и иметь диплом инженера.

    Специалисты-автомеханики назвали несколько методов, с помощью которых можно добавить своему «железному коню» и сил, и крутящего момента.

    Даже на стареньком «Жигуле» можно «позажигать», если улучшить ему мотор.

    Как театр начинается с вешалки, так автомобиль – с его железного «сердца», т. е. мотора. Развитие технологий привело к тому, что современный двигатель внутреннего сгорания достиг практически максимальной эффективности, которую можно «выжать», применяя топливо из нефти или газа. Но большая часть серийных автомобилей используют моторы, которые намного проще и дешевле, чем силовые агрегаты от лучших гоночных машин. Попытка получить дополнительные лошадиные силы сопряжена с определенными затратами, но оно того стоит. Далее рассмотрим, на что стоит обратить внимание, пытаясь улучшить силовой агрегат автомобиля.

    1. Снижение веса

    Радикальное решение по облегчению автомобиля.

    Автомобильный двигатель состоит преимущественно из алюминия, чугуна и стали. Металлические детали весят очень много, и при перемещении они испытывают на себе значительные силы инерции. Чем больше масса таких поршня, пальца, шатуна, клапанов, маховика, тем больше инерция, и тем выше нагрузки на мотор. И наоборот, чем меньше вес, тем быстрее мотор сможет раскручиваться до высоких оборотов.

    «Сбросить жирок» будет также полезно и самому автомобилю. Сейчас на рынке продаются отдельные кузовные элементы, сделанные из легких материалов (алюминий, пластик). Также можно выбросить коврики и элементы обивки. Все это пойдет на пользу более быстрого разгона.

    2. Снижения сопротивления воздуха на впуске

    Сейчас фильтр-нулевик перестал быть деталью исключительно спортивных машин.

    Работающий двигатель внутреннего сгорания потребляет воздух в огромных количествах. Чем больше свежего воздуха попадает внутрь, тем больше можно впрыскивать топлива, благодаря чему получим прирост мощности. Самый простой способ этого добиться – поставить фильтры нулевого сопротивления.

    Также можно отшлифовать внутренние поверхности впускного коллектора и отверстия в головке цилиндров. В идеальном случае это будут круглые каналы с гладкими стенками.

    3. Увеличить рабочий объем

    Чем больше диаметр цилиндра – тем более мощный мотор можно получить.

    Так называемая «расточка» – весьма популярный способ форсирования двигателя. Данная процедура подразумевает увеличение рабочего объема мотора, благодаря чему повышается мощность. Другой способ увеличить литраж мотора – это установка коленчатого вала с более длинным коленом, т. е. ходом поршня.

    4. Повысить степень сжатия

    Простая замена прокладки ГБЦ на более тонкую может чуть увеличить степень сжатия.

    Степень сжатия – это чисто геометрическая величина, которая показывает в сколько раз максимальный объем одного цилиндра больше, чем минимальный, т.н. «мертвый», объем. От данного числа существенно зависит мощность мотора, и чем оно больше, тем выше будет производительность силовой установки при прочих равных условиях. Самый простой способ поднять степень сжатия – поставить более тонкую прокладку головки блока цилиндров. Более радикальное решение – отфрезеровать поверхность ГБЦ на несколько миллиметров.

    5. Наддув

    Компрессор (нагнетатель) под капотом «Жигулей».

    Установка принудительного наддува воздуха – это уже более серьезная переделка силового агрегата, требующая немалых финансовых вложений. Более простым решение является установка компрессора. Это устройство приводится ремнем от вращающегося шкива двигателя.

    Более сложная схема предусматривает турбокомпрессор. Для его работы нужно переделывать не только впускную систему, но также и отвод отработавших газов. В любом случае, «игра стоит свеч», т.к. можно получить прирост мощности 20-50 %.

    6. Октановое число

    Заправка бензина с большим октановым числом добавляет мощности и даже немного сокращает расход.

    Повышение степени сжатия на современных моторах связано с антидетонационной стойкостью применяемого бензина. Чем меньше двигатель подвержен детонации, тем более выгодный угол опережения зажигания можно «дать» мотору, что ведет к повышению мощности. Именно поэтому бензин А-95 лучше, чем А-92.

    Стоит помнить, что на карбюраторных машинах нужно обязательно регулировать зажигание, иначе использование более дорогого топлива не даст желаемого эффекта. На современных моторах с впрыском электронные «мозги» сами настраивают наилучший угол опережения зажигания.

    Читайте также:  Масляный фильтр лада ларгус: оригинал, аналог, как отличить подделку, замена

    7. Усовершенствовать выхлоп

    Мощность двигателя также зависит и от выпускной системы.

    Выхлопная система сделана для того, чтобы автомобиль издавал меньше шума, а на относительно новых моделях – еще и для очистки отработавших газов. Важное место в этом процессе занимает катализатор. Данное устройство установлено для улучшения экологии, но со временем оно забивается и «душит» мотор. Поэтому механическое избавление от катализатора – это весьма простой способ добавить любому двигателю несколько лошадиных сил. Наиболее же эффективный выхлоп – прямоточный, без каких-либо препятствий в выпускной трубе.

    8. Заменить масло

    Менее вязкое масло позволяет мотору выдавать больше мощности.

    Вязкость моторного масла существенно влияет на то, какое сопротивление испытывает мотор при прокручивании. Чем более вязкое (т.е. густое) масло залито, тем тяжелее деталям двигаться относительно друг друга, так как они как бы прилипают. И напротив, заливка масла с меньшим индексом вязкости может добавить пару единиц мощности.

    “Ток-шоу” на морозе

    Сосед только-только стал счастливым обладателем новенькой японки.

    Наездил, может, километров 500, и вдруг машина отказалась подавать признаки жизни. Зажигание включаешь, а в ответ тишина.

    Поскольку до того автомобиль простоял в гараже две недели с включенной сигнализацией, то хозяин резонно подумал: аккумулятор сел, и решил зарядить его. Но подключенный зарядник породил лишь фейерверк искр.

    В итоге из-за давшей слабины электрики перед гаражами разыгралось такое “ток-шоу”: хозяин позвонил в гарантийный сервис, те пригнали эвакуатор, но, чтобы погрузить машину, надо ее хотя бы из гаража выкатить. Но как это сделать без аккумулятора, который на нуле, и коробка на нейтраль не ставится, и руль не разблокируется.

    Пришлось соседу бежать в магазин, покупать новую батарею. А стоит она тысячи четыре.

    Позже я рассказал этот случай знакомому электрику из автосервиса. Он посмеялся и заявил: дело выеденного яйца не стоило! И прочитал мне целую лекцию о тонкостях, плюсах и минусах современных аккумуляторов, которые надо знать каждому автовладельцу.

    Надо помнить, что зимой нагрузка на аккумулятор возрастает. Несколько часов в городских пробках в темное время суток со всеми включенными электроприборами – фарами, навигатором, подогревом сидений, зеркал и заднего стекла, с орущей магнитолой, автокофеваркой и т.п. – серьезно разряжают батарею. Если же после такой поездки оставить автомобиль на две недели в гараже с включенной сигнализацией, то батарея и вовсе “сдохнет”. Для наших машин – это еще полбеды. А вот навороченная иномарка может превратиться в западню, если тока не хватит не только на один проворот двигателя, но и на разблокировку коробки и руля.

    Еще одна опасность: если заряженная батарея легко переносит даже сильный мороз, то разряженную может просто разорвать. Дело в том, что при разрядке аккумулятора снижается плотность электролита, то есть уменьшается количество серной кислоты. Вместо нее образуется вода. Чем меньше заряд батареи, тем при меньшем морозе электролит может замерзнуть. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзает уже при минус 7 градусах, а при плотности 1,27 г/см3 – только при минус 58.

    Как пора менять?

    Разные машины ведут себя по-разному, когда ресурс батареи приближается к финишу. На современных и дорогих просто загорается лампочка на приборной доске, предупреждая: пора! У большинства же автомобилей отечественного производства все происходит без предупреждения – в какой-то момент они вдруг просто не заводятся. И все, хоть тресни.

    Замечено, чаще всего это случается очень ранним и очень морозным утром, когда машина нужна ну просто позарез. И тут главный совет: будьте внимательны, не дожидайтесь беспечно конца. При малейших трудностях с заводом – не жадничайте и купите новый аккумулятор.

    Для отечественных машин и для подержанных иномарок необязательно покупать дорогие необслуживаемые аккумуляторы. Вполне подойдут и малообслуживаемые – дешево и сердито. Кстати, они предпочтительнее еще и потому, что, во-первых, не столь чувствительны к перезарядке, а во-вторых, способны выдерживать глубокий разряд, например, когда машина не хочет заводиться и требуется неоднократно крутить стартер. Да и в обслуживании неприхотливы: требуется лишь пару раз в год контролировать уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду. Желательно не переливать, иначе упадет плотность электролита, а соответственно и мощность батареи.

    Необслуживаемый аккумулятор, однажды разряженный до нуля, впоследствии теряет значительную часть своей мощности.

    Известные бренды типа “ватры” в рекламе не нуждаются, но, если хочется сэкономить и при этом не пожалеть, внимательно рассмотрите покупаемый товар. Если это малообслуживаемый аккумулятор, отвинтите крышку горловины и убедитесь, что пластины одеты в специальные пакеты – это уже хорошо. Пакеты защищают от короткого замыкания, возможного из-за осыпания активной массы.

    Лучше выбирать батарею с характеристиками, рекомендованными заводом-изготовителем вашего авто.

    Аккумулятор меньшей емкости, чем та, что указана в паспорте вашего авто, конечно, дешевле, но и прослужит недолго, и с зимним пуском возникнут проблемы. Большей емкости – и обойдется дороже, и будет постоянно недозаряжаться, а значит, и из строя выйдет раньше. К тому же повышенный пусковой ток может сжечь стартер.

    1 Если автомобиль отказался заводиться в первый раз, проделайте следующее: откройте капот, отсоедините клеммы, снимите батарею и занесите ее домой. Наполните ванну горячей водой примерно до середины или чуть выше

    корпуса аккумулятора и подержите так с полчаса. После “бани” он станет крутить стартер куда веселее. Правда, повторение такого опыта уже не поможет.

    2 Вспомните, может, в вашем багажнике завалялись провода так называемого “прикуривателя”, которые зимой лучше всегда возить с собой. С их помощью можно подсоединиться к аккумулятору соседа (с его, разумеется, согласия) и завести автомобиль. Но едва машина заведется, мчитесь прямиком в магазин запчастей за новым аккумулятором.

    3 Покупая “свежий” аккумулятор, непременно купите и зарядное устройство (если его у вас нет). Прежде чем устанавливать батарею в автомобиль, предварительно поставьте ее на зарядку – минимум на сутки.

    4 Запуск двигателя на морозе станет легче, если перед этим на короткое время включить фары автомобиля. Дело в том, что включение фар на 30-40 секунд способствует катодной поляризации, которая позволяет получить более мощный импульс. Но это помогает при условии, что батарея нормально заряжена. Если аккумулятор разряжен более чем на 20-25 процентов, то подобная процедура особого смысла не имеет.

    5 Чем ниже температура на улице, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать тот аккумулятор, который при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.

    Залежалый аккумулятор, как и осетрину второй свежести, лучше не покупать. Застоявшаяся на прилавке батарея успевает существенно саморазрядиться и подрастерять заявленный на этикетке рабочий ресурс. Все дело в отсутствии систематических циклов разряда-заряда, которым она подвергается при эксплуатации.

    Такой аккумулятор отлично будет работать летом. Но в мороз, когда вязкость моторного масла увеличивается и, наоборот, ухудшаются условия воспламенения бензина, мощность, потребляемая стартером, возрастает в 2-3 раза.

    Так, при температуре электролита минус 10 градусов емкость аккумуляторной батареи падает на 20 процентов.

    При минус 20 – на 35%

    При минус 30 – вполовину.

    А при 40 градусах мороза – на две трети.

  • Ссылка на основную публикацию