Перевозка продуктов и других грузов автотранспортом: основополагающие аспекты процесса - Auto-Spirit.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Перевозка продуктов и других грузов автотранспортом: основополагающие аспекты процесса

Организация перевозки товаров автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые предприятия могут исполь­зовать как собственный автомобильный транспорт, так и, на ос­новании договора перевозки, транспортные средства специали­зированных автотранспортных организаций.

Взаимоотношения сторон договора перевозки регламенти­руются Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта и издаваемыми в соответствии с ним правилами перевозок грузов автомобильным транспортом,

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки подтверждается составле­нием и выдачей грузоотправителю товарно-транспортной на­кладной.

При необходимости осуществления систематических пере­возок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать меж­ду собой долгосрочные договоры об организации перевозок

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В та­ком договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия органи­зации перевозки.

При перевозках грузов автомобильным транспортом приме­няются свободные тарифы. Они определяются авто­транспортными организациями (перевозчиками) ^независимо от их организационно-правовой формы и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок.

В зависимости от условий перевозок основными параметра­ми для установления тарифных ставок являются тонна перевезенного груза, масса отправки груза, километр пробега автомо­биля, час работы автомобиля, автотонно-час или комбинации этих измерителей.

Тарифы на оказываемые автотранспортной организацией услуги, оформленные в виде сборников, прейскурантов, должны быть доведены до грузовладельцев.

Наиболее часто применяют следующие виды тарифов:

сдельные — при массовых перевозках однородных грузов (определение платы производится в зависимости от расстояния перевозки и массы отправки груза);

повременные — в случае предоставления в распоряжение за­казчика определенного типа автомобиля на определенное время (оплачивается каждый автомобиле-чае пользования и каждый километр пробега подвижного состава с учетом его грузоподъ­емности);

покилометровые — за перегон, подачу и возврат, порожний пробег транспортного средства (плата определяется за каждый километр пробега с учетом грузоподъемности автомобиля).

Тарифы могут быть дополнены системой дифференцирован­ных коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации, спе­циализацию подвижного состава, другие факторы, определяю­щие различия в уровне затрат на перевозки,

В соответствии с представляемой грузоотправителем заяв­кой на перевозку грузов автотранспортные организации обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определя­ются автотранспортными организациями в зависимости от объ­ема и характера перевозок (при применении сдельных тарифов).

Транспортные средства должны находиться в исправном со­стоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отве­чающем санитарным требованиям. Для перевозки пищевых Продуктов должен выделяться специализированный транспорт с маркировкой, соответствующей перевозимым грузам (например, «Хлеб», «Продукты»), Грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть оформле­ны товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем. Составляется она, как прави­ло, в четырех экземплярах.

При приеме груза к перевозке шофер экспедитор автотранс­портной организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью перевозчика. Прием грузов удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под по­грузку подготовить груз к перевозке, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования. Так, грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться в исправной, соответствующей стандартам таре, иметь надлежащую маркировку каждого Грузового места.

Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого лист в пункте по­грузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку — с момен­та предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка и разгрузка считаются законченны­ми после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных.

Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка их производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. В обязанности шофера входит проверка соответствия укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспече­ния сохранности подвижного состава. Он должен также сообщить грузоотправителю О замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. После этого грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные недостатки.

Загрузка автотранспорта должна производиться до полного ис­пользования его вместимости, но не превышать грузоподъемности автомобиля. При перевозках легковесных грузов принимаются ме­ры, позволяющие повысить использование грузоподъемности под­вижного состава (наращивание бортов автомобиля и т. п.).

Во избежание товарных потерь при перевозках следует со­блюдать правила укладки товаров, температурные режимы, сро­ки доставки, использовать тару, соответствующую перевозимым грузам.

Определение массы груза производится средствами грузоот­правителя совместно с автотранспортной организацией. При пе­ревозке груза в крытых автомобилях И прицепах, контейнерах, цистернах, опломбированных грузоотправителем, массу груза определяет он сам.

В пункте назначения грузы сдаются грузополучателю по массе и количеству мест в том же порядке, в каком они были приняты от грузоотправителя.

Если грузы прибыли в исправных автомобилях, прицепах, кон­тейнерах, цистернах с неповрежденными пломбами, то Они выда­ются без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест. Перевозимые навалом или насыпью грузы, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки массы только в слу­чае, если у грузополучателя нет автомобильных весов.

Проверка массы количества мест и состояния груза авто­транспортной организацией в пункте назначения обязательна в случаях:

прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции;

прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами темпера­турного режима при перевозке;

прибытия груза, погруженного автотранспортной организа­цией;

выдачи груза со склада грузовой автостанции.

Тарные и штучные Грузы во всех случаях выдаются авто­транспортной организацией с проверкой массы и состояния гру­за только в поврежденных местах. При этом поврежденные мес­та вскрывают и проверяют груз по товарно-транспортным на­кладным.

Если при проверке массы, количества грузовых мест или со­стояния груза в пункте назначения будут обнаружены недоста­ча, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, авто­транспортная организация обязана определить размер фактиче­ской недостачи, порчи или повреждения груза. При необходи­мости проведения экспертизы автотранспортная организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя пригла­шает соответствующих специалистов.

Выдача груза в пункте назначения производится, грузополу­чателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Полу­чение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) гру­зополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной наклад­ной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обя­зательств по перевозке грузов стороны несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом, Уставом автомо­бильного транспорта, а также договором перевозки.

Так, перевозчик несет ответственность за неподачу транс­портных средств для перевозки грузов в соответствии с догово­ром, а отправитель — за непредъявление груза либо неисполь­зование поданных транспортных средств по иным причинам.

Автотранспортная организация несет ответственность за со­хранность груза с момента принятия его к перевозке и до выда­чи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоя­тельств, которые она не могла предотвратить и устранение ко­торых от нее не зависело, в частности, вследствие:

вины грузоотправителя (грузополучателя);

особых естественных свойств перевозимого груза;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть заме­чены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или при­менения тары, не соответствующей свойствам груза или установ­ленным стандартам, при отсутствии следов повреждения ее в пути;

сдачи к перевозке груза без указания и товарно-транспорт­ной накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает ус­тановленную норму.

Организация-перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:

груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за ис­правными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — с ис­правной защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузо­отправителя или изготовителя;

недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на откры­том ПОДВИЖНОМ составе;

груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотпра­вителя или грузополучателя;

недостача груза не превышает норм естественной убыли.

Возмещение ущерба, причиненного при перевозке грузов, происходит в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза — в размере стоимости утра­ченного или недостающего груза;

за порчу или повреждение груза — в размере суммы, на ко­торую понизилась его стоимость;

за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценно­стью, — в размере объявленной ценности, если она не превыша­ет действительной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указан­ной в счете грузоотправителя.

Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, сторона перевозчик возвращает другой стороне договора провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза.

Грузоотправитель или грузополучатель несут ответствен­ность в виде штрафа за задержку по их вине автомобилей, по­данных под погрузку или разгрузку, сверх установленных сро­ков, то есть за простой транспорта, а также за задержку контей­неров. В Уставе автомобильного транспорта предусмотрены размеры штрафов за каждую минуту простоя автомобиля (в за­висимости от его грузоподъемности) и за каждый час задержки контейнера. Основанием для начисления штрафов служат от­метки в товарно-транспортной накладной и путевом листе 6 времени прибытия и убытия автомобилей. Взыскание этих штрафов производится в безакцептном порядке.

Читайте также:  Ремень грм на шевроле круз 1.6 и 1.8: замена

В соответствии с требованиями Гражданского кодекса до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Порядок и сро­ки предъявления претензий грузоотправителями и грузополуча­телями определены Уставом автомобильного транспорта.

Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляют­ся к автотранспортной организации, выдавшей груз, а в случае полной утраты груза — к автотранспортной организации, при­нявшей груз к перевозке. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреж­дения груза, кроме того, — документ, удостоверяющий количе­ство и стоимость отправленного груза.

Автотранспортная организация обязана рассмотреть заяв­ленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в сроки, определенные Уставом.

В случае полного или частичного отказа автотранспортной организации удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение установленных сроков, грузоотправителями или грузополучателями могут быть предъявлены иски в арбитраж или в суд по месту нахождения автотранспортной организации. Срок предъявления таких исков установлен Гражданским Кодексом Российской Федерации и равен одному году.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Теоретические аспекты технологии процесса перевозки грузов

Содержание процесса перевозки грузов

Основное содержание процесса доставки товара (от места его изготовления до места потребления) включает выполнение широкого спектра операций в рамках системы товародвижения.

Система товародвижения определяется как:

технические средства, коммуникации и обустройство всех видов транспорта;

складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний;

материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм;

обустройство транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.;

материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры;

технические средства информационно-управленческих систем.

Наряду с этим эта система охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей.

Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система.

Всемирную систему товародвижения можно определить как совокупность различных национальных систем, связанных международным разделением труда.

В то же время в отечественной экономической литературе часто используется понятие транспортного обеспечения, которое по своей сути почти идентично товародвижению.

Проанализируем ряд понятий транспортного обеспечения (товародвижение).

Под транспортным обеспечением понимается совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии и составляющих единую транспортную систему, объединяющую операции, связанные с производством и обращением продукции.

Транспортное обеспечение следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающей общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики.

Оба этих понятия (товародвижение и транспортное обеспечение) весьма широко и полно охватывают весь комплекс технико-эксплуатационных экономико-организационных мер, без которых невозможно осуществление хозяйственных связей: внутренних и международных.

Система транспортного обеспечения (товародвижения) имеет свои аналоги в западных экономических публикациях. В частности, ей может соответствовать система товарораспределения или физического распределения, которая реализуется через каналы распределения.

Каналы распределения включают в себя:

– транспортировку в совокупности с большим количеством связанных с этим процессом операций;

– процесс складирования на всех этапах движения товара от изготовителя к – потребителю;

– операции в оптовой и розничной торговле, включая прямую доставку товара с завода в розничную сеть.

Современный уровень организации и осуществления доставки товаров предполагает максимально полное удовлетворение потребностей грузовладельцев в организации скоростной, дешевой и сохранной транспортировки, высокую эффективность всех сопутствующих ей операций, новые подходы, способы и методы обеспечения их интересов.

Однако именно процесс доставки товаров, будь то внутренние хозяйственные связи или международные, часто сопряжен с потерями:

– ухудшением качества товаров и их полной или частичной утратой;

– растянутыми сроками транспортировки или складирования;

– плохо организованными погрузочно-разгрузочными работами;

– излишними непроизводительными затратами.

Например, операции производственного характера (складирование, погрузка, разгрузка, процесс транспортировки и связанные с ним перегрузка, хранение, комплектация, фумигация (опрыскивание ядохимикатами растительной продукции, сепарация и т.д.) никоим образом не могут как-либо улучшить потребительские свойства товара.

Наоборот, именно в процессе доставки (транспортировка и прочие операции) могут ухудшиться заданные свойства товара и его качество; здесь имеет место риск утраты, порчи, хищения товара, полная или частичная его потеря. Всем этим определяется одна из основных задач – доставить товар в срок и без потерь.

Операции, связанные с доставкой товара, имеют свою цену, а следовательно, влияют на ценообразование продукции. Многие товары становятся неконкурентоспособными на рынках из-за больших расходов по доставке. Транспортные тарифы, тарифы на складирование, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции, связанные с доставкой, неизменно добавляются к цене продукции и могут полностью перечеркнуть все намерения по ее успешной реализации на различных рынках. Этим обусловлено следующее требование к доставке товара: необходима ее оптимизация, а следовательно, максимальное удешевление с целью сохранения новой конкурентоспособности.

В связи с этим весьма важным во внутренних и международных хозяйственных связях является понятие транспортной составляющей в цене товара.

Транспортная составляющая – это заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке.

Процентное отношение издержек по доставке товара к цене товара в месте его назначения – величина приблизительно сформировавшаяся на основе международного опыта.

Например: если в месте изготовления товара его цена составляет величину X, то в месте сбыта цена товара равна Х плюс сумма расходов по доставке – У. Таким образом, отношение издержек по доставке к цене товара в месте его назначения вычисляется по формуле

Международная практика определила оптимальные величины названного процентного отношения, на которые, безусловно, следует ориентироваться при осуществлении хозяйственных связей. При этом надо учесть, что, чем дороже товар, тем меньше транспортная составляющая в его цене на рынке сбыта.

Так, при торговле готовыми изделиями, например продукцией электронной промышленности, транспортная составляющая колеблется от 2 до 3%; для продуктов питания и домашней техники – от 5 до 6; при поставках машин и оборудования – от 7 до 12%.

Если речь идет о торговле сырьем или полуфабрикатами, то транспортная составляющая больше, ввиду, того что продукция этого рода заведомо дешевле, чем готовые изделия. Так, при поставках сырьевой продукции транспортная составляющая находится в диапазоне 45-60%, а для минерально-строительных грузов приближается к 80-85%.

Транспортные расходы при поставках особорежимных грузов, требующих каких-либо особых условий транспортировки, хранения, перегрузки и т.д., могут превысить (увеличить) стоимость товара.

Структура и технологии грузоперевозок автотранспортом

Технологией называется совокупность методов, применяемых для обработки, изменения состояния или свойств сырья, материала, другого продукта в процессе производства. Однако этот термин применяется и для грузоперевозок. В этом случае речь идет о реализации компанией или отдельным индивидуальным предпринимателем действий, которые направлены на повышение эффективности такой услуги.

Структура технологии перевозок автомобильным транспортом

Ранее технологические схемы не использовались в грузовых автомобильных перевозках. Однако с развитием этой отрасли такая необходимость возникла из-за усиления конкуренции, для чего потребовалось усовершенствовать процесс, повысить производительность и снизить затраты на выработку услуги. Опыт показал, что внедрение транспортно-технологических схем доставки дает результат. В частности, упрощается оперативное планирование и диспетчерское руководство за счет модульного принципа. Также обеспечивается непрерывность процесса, выполнение нескольких технологических операций, появляется согласованность в работе между сотрудниками.

Сущность технологии перемещения грузов в ходе автомобильных перевозок проявляется через этап. Тот, в свою очередь, разделяется на операции — однородные части производственного процесса, который направлен на получение определенного результата и может исполняться несколькими работниками, специалистами. Этап состоит из комплекса операций. Их делят на такие виды:

  • контрольно-учетная — заключается в оформлении необходимой документации, поиска требуемого грузового места, осмотра товара, партии, опломбирования и др.;
  • строповочная — крепление и открепление грузов, перемещение с использованием подъемных машин;
  • грузовая — подъем и опускание контейнеров, упаковок;
  • перемещение;
  • вспомогательная — выполнение дополнительных работ, связанных с погрузкой и разгрузкой;
  • транспортная — движение груженого или пустогоавтомобиля;
  • складская — подготовка, отбор груза, сортировка и другие действия.

Принципы технологии перевозки

Технология грузовых автомобильных перевозок базируется на трех принципах:

  • разделение процесса на этапы;
  • координация и этапность;
  • однозначность действий.

Разделение грузоперевозки на отдельные этапы предполагает определение границ однородных требований к субъекту, ответственному за какую-то часть работы. Всякая операция, которая при этом выполняется, должна приближать к цели и обеспечивать переход к следующей, а последняя вводит в первую операцию очередного этапа. Технология услуги по перевозке грузов является единой системой оптимизированных связей между технологиями всех этапов. Наивысший эффект от действий работников и механизмов достигается в том случае, если процесс описан с максимальной точностью. При этом необходимо соблюдать экономические законы, а главное — повышение производительности общественного труда.

В основу второго принципа — координации и поэтапности действия — положена логика функционирования и развития какого-то отдельно взятого процесса в производстве услуги по перемещению грузов. При этом каждая технология неотрывно связана с прошлыми и будущими, а настоящие действия должны легко переходить в следующие.

Читайте также:  Датчик коленвала ниссан альмера n16: где находится, замена

Третий принцип — однозначность. Это значит, что отклонение от запланированного хода выполнения операций и, как следствие, всего этапа, тянет за собой разрыв связей в цепочке. Чем более существенным является отклонение от проекта или плана, тем выше вероятность нарушения целого процесса, что сказывается на качестве грузовой перевозки и прибыли предприятия.

Технологические схемы

Для автомобильных грузоперевозок разработаны типовые технологические схемы, которые включают определенный набор операций, производимых на предприятии, пункте погрузки, в дороге, при выгрузке и т. д. В зависимости от вида и структуры перевозки, к технологическим схемам применяется следующая классификация:

  • прямые автомобильные сообщения;
  • смешанные;
  • смешанные с участием других видов транспорта — водного, воздушного, железнодорожного.

Прямые сообщения

В данном случае автомобиль является единым транспортным средством в грузовой перевозке. Такая схема чаще применяется при доставке товаров получателям, которые находятся в том же населенном пункте, что и отправитель или в другом городе, области. Однако она нередко применяется и в международных перевозках.

Преимуществом прямого автомобильного сообщения является сокращение времени и снижение утрат транспортируемых товарно-материальных ценностей вследствие их повреждения или порчи.

Смешанные автомобильные сообщения

Данная схема также предусматривает использование одного вида транспорта. Но здесь прибегают к перегрузке.

Процесс предполагает такие этапы:

  • товарпомещают на автомобиль, перевозят на склад;
  • производится выгрузка на другом складе, после чего следует краткосрочное хранение ТМЦ изагрузка на ТС;
  • на стыках участков происходит перегрузка на еще один автомобиль или смена полуприцепа.

Терминализация

Чтобы усовершенствовать смешанную схему технологии грузовых автомобильных перевозок, разработали метод терминализации. Его суть состоит в том, что вокруг мегаполисов создаются узловые грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Согласно исследованиям, проведенным НИИАТ, этот метод увеличивает производительность до 2,5 раз. Вместе с тем себестоимость услуги снижается минимум на 25%, а затраты топлива — почти на треть.

Перевозку в этом случае делят на три технологические фазы:

  • привоз груза на терминал, доставка получателям;
  • формирование и расформирование на складах крупных отправлений, хранение, подсортировка мелких партий;
  • перемещение товарно-материальных ценностей между терминалами различных населенных пунктов.

Смешанные грузоперевозки с участием другого транспорта

В данном случае автомобили выступают вспомогательным видом ТС, который осуществляет подвоз грузов до складов или доставку получателям. Схема может быть такой:

  • подвозка сырья морским транспортом в порт и хранение;
  • перегрузка на железнодорожные составыи отправка для переработки на производство, затем на склад;
  • погрузкав вагоны ж/д состава и транспортировка в пригородные терминалы, хранение;
  • загрузка в грузовые автомобили и доставка товаров в магазины или потребителю.

Технологический проект грузовых перевозок

Технологический процесс представляют как пошаговое описание транспортировки грузов, которое содержит в том числе инструкции по его выполнению, правила, графики и другую необходимую информацию.

Технологический процесс разрабатывают в такой последовательности:

  • определяют нормируемую характеристику перевозки, учитываяопределеные показатели — скорость движения, время погрузки и выгрузки, интенсивность или график подачи транспорта, объем груза за сутки, час или другой промежуток времени;
  • выбирают маршрут и технологию;
  • разрабатывают технологическую документацию;
  • определяют методы контроля качества и безопасности транспортировки;
  • проводят анализ технологического проекта и утверждают его у руководства предприятия.

Сначала разрабатывают процесс в целом, а потом продумывают выполнение каждого этапа в отдельности.

Технологический проект составляют на основании заявки, договора, коммерческого предложения. Одним из основных требований, предъявляемых к такому плану, является приемлемость значений для заказчика и исполнителя. Помимо того, в структуре проекта упоминают правила безопасности по перевозкам грузов автомобильным транспортом.

Определение эффективности технологии

Существует ряд индикаторов, по которым анализируют, насколько действенна разработанная технология. Сюда относят:

  • себестоимость;
  • величину удельных затрат;
  • производительность;
  • качество.

Если эффективность низкая, то это означает, что технологический процесс нуждается в доработке и совершенствовании.

Вред типовых технологических схем

В современных автомобильных перевозках применение шаблонных схем не всегда оправдано и может дать противоположный эффект. Это связано с тем, что все чаще перевозчику приходится рассматривать груз как технологический материал, которому присущи особые свойства, и они должны учитываться при транспортировке. Груз становится звеном, которое и определяет технологический процесс. Отдельные виды продукции, сырья, товаров невозможно или не имеет смысла хранить долго в местах производства или потребления. Чаще всего такие грузы транспортируются в сельском хозяйстве (урожай овощей и фруктов), строительстве (например, бетон), ряде других отраслей.

Чтобы обеспечить непрерывный процесс доставки грузов с особыми свойствами, каждый этап в технологической схеме рассматривают крайне тщательно.

В целом от внедрения технологических схем, их совершенствования выигрывает конечный потребитель, поскольку время доставки груза значительно сокращается. Но происходит это только при условии, что разработка проводилась с учетом структуры и особенностей перевозок автомобильным транспортом для каждого конкретного вида груза и отдельно взятого предприятия.

Способы и правила перевозки скоропортящихся грузов автотранспортом

Перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом

Одним из направлений логистики является транспортировка товаров, относящихся к скоропортящимся. Основная задача при их доставке — создать условия, при которых отсутствуют пагубные физико-химические и бактериологические воздействия. Для этого необходимо обеспечить защиту от влажности наружного воздуха, низких или высоких температур и соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Размещение и перевозка скоропортящихся грузов с привлечением автомобильного транспорта осуществляется согласно положениям, которые регламентируются:

  • Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для их доставки.
  • Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (раздел 13).

Кроме того, при организации доставки учитывают требования СанПиН и других документов.

Перечень скоропортящихся грузов

Согласно принятым нормам классификация скоропортящихся грузов учитывает их происхождение, степень обработки и режим транспортировки. Каждой группе присвоен определенный код.

По происхождению скоропортящиеся товары могут относиться:

  • к продуктам животного происхождения: мясо, рыба, яйца, икра и молоко;
  • к продуктам растительного происхождения: грибы, овощи, ягоды и фрукты;
  • к продуктам переработки: жиры, колбасные изделия, сыры, замороженные плоды;
  • а также к живым растениям, представленным цветами, саженцами и другим посадочным материалом.

Овощи и фрукты — пример скоропортящихся грузов

В зависимости от степени температурной обработки скоропортящиеся товары и продукты бывают:

• замороженными (температура доставки -6 °C и ниже);
• охлажденными (перевозимые при температуре -5…-1 °C);
• охлаждаемые (транспортировка выполняется при температуре 0…+15 °C).

Еще один тип продукции — вентилируемые товары. Во время доставки они не требуют создания определенного температурно-влажностного режима, но нуждаются в интенсивной вентиляции кузова.

Сколько существует классов скоропортящихся грузов?

Для удобства их разделяют на рефрижераторные и нерефрижераторные. Каждый класс имеет свою специфику транспортировки, которая определяется наименованием товара, его характеристиками и условиями окружающей среды.

К примеру, мясо может быть как охлажденным, так и замороженным. А в зимний период охлаждаемые грузы нуждаются в повышении температуры воздуха в кузове, в результате чего становятся обогреваемыми.

Основные требования к перевозке скоропортящихся грузов автотранспортом:

В процессе хранения и во время доставки качество скоропортящихся грузов может ухудшиться. Его снижению способствуют такие факторы, как:

  • степень подготовки товаров к транспортировке и хранению, тара и упаковка;
  • длительность перевозки и способы размещения продуктов;
  • санитарное состояние кузова, температура, влажность и циркуляция воздуха.

Принятые правила перевозок скоропортящихся грузов автотранспортом определяют нормы транспортировки в зависимости от класса и характеристик товаров. Они допускают совместную доставку продуктов, которые относятся к одной группе (согласно приложению №3) и совпадают параметрами температурного режима. Грузы, входящие в разные группы, транспортируют раздельно. Нельзя также перевозить в одном автомобиле с другими товарами:

  • овощи и фрукты с ярко выраженным запахом;
  • охлажденную, мороженую, соленую и копчено-вяленую рыбу;
  • колбасы и копчености;
  • сыры;
  • икру;
  • дрожжи хлебопекарные;
  • маргарин.

Кроме того, запрещается транспортировка скоропортящихся грузов, которые относятся к замороженным, совместно с охлажденными продуктами.

Особенности перевозки скоропортящихся грузов

Чаще всего автомобильный транспорт используют для доставки товаров в населенные пункты, расстояние до которых можно преодолеть за период от 1 дня до 6 суток. При этом установленный температурный режим определяется дальностью перевозок, номенклатурой груза и погодными условиями. К примеру, весной, летом и осенью время доставки свежих фруктов и овощей составляет не более 6 часов при температуре от 0 °C и выше.

Если перевозка слив и персиков осуществляется в течение 3 суток, то температура воздуха внутри кузова транспортного средства должна быть в пределах 0…+7 °C. При увеличении времени температура, позволяющая сохранить товарный вид и потребительские свойства фруктов, будет составлять 0…+5 °C и 0..+3 °C соответственно.

Узнать сроки доставки скоропортящихся грузов нужных наименований можно из приложения №1 к разделу 13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом или используя специальный справочник. Время и условия хранения продуктов регламентируются положениями СанПиН 2.3.2.1324-03.

Организация перевозок скоропортящихся грузов

Для транспортировки скоропортящихся грузов к месту назначения используют теплоизолированные фургоны объемом от 10 м3 до 92 м3 и грузоподъемностью от 1,5 до 25 т. В зависимости от способа поддержания нужной температуры внутри кузова различают:

  • Изотермические полуприцепы. Они предназначены для доставки продуктов и других товаров на незначительные расстояния. Сохранность грузов обеспечивается за счет изготовления стенок фургона из теплоизолирующих материалов. В результате теплообмен между наружной и внутренней поверхностями кузова ограничивается, и в течение определенного времени поддерживается нужный температурный режим.
  • Рефрижераторы. Они оснащены морозильной установкой, благодаря которой можно изменять температуру внутри кузова от -25 °C до + 20 °C, и сохранять ее, независимо от погодных условий и внешних воздействий. Используя рефрижераторы, проще выполнять требования к перевозке скоропортящихся грузов. Пример такого полуприцепа представлен на видео.
Читайте также:  Ремень грм рено меган 2: замена своими руками

В зависимости от технических параметров рефрижераторы разделяют на следующие классы:
A — машины, оснащенные холодильным агрегатом, который поддерживает температуру в интервале от 0 до +12 °C;
B — транспортные средства с холодильными установками, позволяющими обеспечивать температуру от -10 до +12 °C;
C — грузовые автомобили с оборудованием, с помощью которого можно установить температуру внутри кузова в пределах -20… +12 °C.

Транспортные средства, предназначенные для доставки товаров, должны соответствовать их виду и обеспечивать сохранность их качества и количества. Конкретные требования регламентируются санитарно-гигиеническими нормами, установленными Госсанэпиднадзором РФ. К примеру, кузов автомобилей, используемых для доставки пищевых продуктов, должен иметь покрытие, поддающееся очистке, и быть простым в уходе.

После перевозки скоропортящихся товаров, подвижной состав подвергают санитарной обработке, которую проводят согласно утвержденной инструкции. Частота проведения очистных мероприятий — примерно один раз в десять дней или по мере загрязнения кузова.

Если необходима доставка товаров с разным температурным режимом, то целесообразна установка изолирующей разделительной перегородки внутри кузова. Она позволяет создать нужные условия в каждой зоне.

Пример размещения продуктов с разным температурным режимом хранения и транспортировки

Поддержание определенного температурного режима выполняется с помощью контроллера, который автоматически регулирует все процессы.

Доставка скоропортящихся грузов: сопроводительные документы

Основными документами во время транспортировки различных грузов являются товарно-транспортная накладная и путевой лист. Если выполняется перевозка скоропорта, то необходимо также наличие:

  • сертификатов или удостоверения качества;
  • санитарный паспорт ТС;
  • лист, где отражены данные контрольных проверок температуры воздуха и кузова ТС;
  • карантинный сертификат;
  • ветеринарное свидетельство.

Последние два документа, также как и сертификат качества, водитель получает перед погрузкой.

Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов должны быть отражены в товарно-транспортной накладной. Если такие данные отсутствуют, то перевозчик вправе отказаться от выполнения взятых обязательств по доставке товаров.

Тара и маркировка

Важную роль в обеспечении сохранности скоропортящихся грузов играют защитные свойства упаковки. Наряду с соблюдением влажностного, температурного вентиляционного режимов перевозки и хранения тара предотвращает порчу товаров и препятствует потере их количества и потребительских характеристик. Она должна быть прочной, чистой и сухой, не иметь посторонних запахов и не выделять вредные вещества в процессе эксплуатации.

Основные виды тары, с помощью которой осуществляется погрузка скоропортящихся грузов, представлены:

  • флягами и бочками из пластика, металла или древесины;
  • мешками из полиэтилена, крафт-бумаги или ткани;
  • деревянными и фанерными барабанами;
  • картонными коробками;
  • ящиками из дерева, пластика или картона.

Если предусмотрено многократное использование упаковки, то ее после каждого употребления подвергают санитарно-гигиенической обработке.

Один из вариантов тары для транспортировки скоропортящихся грузов

Типы тары и материалы, которые использовались для ее изготовления, должны соответствовать требованиям, установленным техническими условиями и принятыми стандартами. Для упрощения обработки грузов во время хранения и доставки на упаковку наносят знак, определяющий свойства скоропортящихся товаров и способы их транспортировки. Маркировка выполняется согласно ГОСТ 14192-96.

Пример маркировки скоропортящихся грузов, для которых необходим температурный режим

Погрузка скоропортящихся грузов

Главное требование по размещению скоропортящихся грузов в рефрижераторах и изотермических фургонах — сохранение качества и количества доставляемых товаров за счет создания нужного режима перевозки. При этом необходимо эффективно использовать транспортные средства, максимально заполняя объем кузова в соответствии с грузоподъемностью автомобиля.

Погрузку скоропортящихся товаров целесообразно выполнять с привлечением различных средств механизации, что позволит сократить время простоя. Ответственность за правильность расположения грузов несет грузоотправитель, а перевозчик имеет право выборочно проверить сохранность тары и ее качество.

Однако в некоторых случаях возможна ручная загрузка, если она способствует более эффективному заполнению кузова для последующей доставки. Оформление товарно-транспортной накладной предусматривает предъявление грузоотправителем сертификата качества, в котором указаны упаковка и режим доставки.

Нюансы размещения определяют вид и характеристики скоропортящихся грузов, согласно которым:

  • копчености и колбасные изделия перевозят в ящиках;
  • свежие овощи и фрукты не должны быть влажными, грязными или иметь какие-либо повреждения;
  • замороженную или охлажденную птицу при перевозке помещают в ящики;
  • для транспортировки виноградных вин используют как бочки, так и бутылки, собранные в ящик;
  • туши свиней перевозят на крючьях целиком, а крупнорогатого скота — в виде четвертин или полутуш.

Замороженные грузы следует располагать плотно, чтобы эффективнее использовать объем кузова. При укладке охлажденных и свежих скоропортящихся продуктов в ящиках необходимо обеспечить циркуляцию воздуха внутри фургона. Для этого оставляют зазор между верхним рядом тары и потолком, величина которого не должна быть меньше 30-35 см. Размещение замороженной рыбы зависит от ее упаковки. Если в качестве тары используют ящики, то располагают плотно. Рыбу, помещенную в картонную упаковку, складывают без поддонов, обвязывая специальными лентами или стропами, и оставляя промежутки для вил погрузчика.

Виноград перед погрузкой

Более полно технология загрузки, режимы перевозки и другие необходимые данные представлены в специальных справочниках.

После загрузки автомобильный транспорт, выполняющий доставку скоропортящихся товаров, должен быть опломбирован.

Соблюдая условия перевозки скоропортящихся грузов, можно обеспечить сохранность количества и потребительских свойств доставляемых продуктов.

Юридические аспекты грузовых перевозок

Сегодня экономическая картина современного мира просто невозможна без транспортировки различных товаров на всевозможные расстояния. Наиболее распространённый и ходовой способ грузовых перевозок – с применением специального автомобильного транспорта.

Грузоперевозку можно осуществить практически в любое место, куда проложена трасса и куда может добраться грузовик. Большие города и затерянные российские глубинки являются частью общего автомобильного маршрута.

Сегодня рынок транспортных услуг полон всевозможных компаний, которые готовы предоставить клиентам транспортировку абсолютно любых товаров в любой уголок мира. Основными факторами, которые необходимо учитывать при подборе определённой фирмы являются такие параметры как количество и тип транспорта, спектр услуг, которые предоставляет фирма и, безусловно, финансовая сторона вопроса.

Любопытно, что при таком тщательном и внимательном подходе к вопросу о подборе грузоперевозчика совершенно не учитывается вопрос о юридическом сопровождении деятельности компании. В результате такой халатности груз транспортируется из одного места в другое практически на «честном слове», он не имеет никаких законных оснований. В подобных случаях оформление сделки не имеет никакого юридического обоснования, а степень надёжности в таком случае приравнивается к нулю.

Российское законодательство точно и чётко указывает на необходимость обязательного заключения договора о транспортировке груза в письменном виде. Помимо слепого абстрактного следования закону, составление должной документации может помочь избежать ряда определённых трудностей, которые могут возникнуть в будущем.

Договор о транспортировке груза представляет собой соглашение, в котором чётко указано обязательство перевозчика в обязательном порядке доставить груз по месту, которое назначено заказчиком и передать уполномоченному лицу. В обязательства клиент также входит оплата транспортировки по указанному тарифу.

Есть целый ряд определённых пунктов, которые должны учитываться при составлении подобного договора:

  • Указание типа транспортируемого груза, начальной и конечной точки перевозки, сроки проведения транспортировки;
  • Указание обязанностей для обеих сторон, которые определяют степень ответственности за подготовку груза к транспортировке;
  • Обязательство компании-перевозчика предоставлять для грузоперевозки исправный транспорт или же замена предоставленной техники в случае несоответствия требованиям;
  • Указание степени обоюдной ответственности сторон в случае невыполнения или же ненадлежащего исполнения условий соглашения.

Компания-перевозчик возмещает ущерб по умолчанию в случае, если груз при транспортировке был потерян, испорчен или повреждён частично или полностью. Вместе с тем, объём возмещения ущерба равен стоимости потерянного или же испорченного товара. В случае если цена груза не указана в соглашении, то используется информация из накладных самого клиента или же стоимость ориентируется на рыночную цену товара.

В случае если перевозчик отказывается оплачивать убытки, заказчик имеет полное право решить данный вопрос через суд. Именно для такого случая и необходим договор, так как без него невозможно подать иск в суд.

Передача товара транспортной компании должна происходить в сопровождении накладной, в которой точно прописан тип и размеры принятого груза. По факту данный документ подтверждает начало исполнения договора, а также представляет собой важный аргумент в случае каких-либо претензий, которые могут предъявляться к состоянию груза.

Существуют, также ситуации, при которых возмещение ущерба не осуществляется:

  • Погодные условия (стихийные бедствия);
  • Военные действия;
  • Запреты, обозначенные законодательством, а также законные ограничения на транспортировку груза в каких-либо определённых направлениях.

В случае если клиент не выполняет своих обязательств относительно оплаты услуг по грузоперевозке товара, компания-перевозчик имеет полное право на законных основаниях удерживать груз вплоть до полной выплаты всей необходимой суммы, однако и тут необходим договор, а также сопутствующая документация.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отсутствие качественного и надлежащего юридического оформления сделки может принести много проблем, как самому заказчику, так и исполнителю.

Упростить юридические процедуры можно тогда, когда речь заходит о регулярном сотрудничестве с какой либо определённой фирмой-перевозчиком. В подобной ситуации можно заключить долгосрочное соглашение на осуществление грузоперевозки.

Ссылка на основную публикацию